Украина уже не в первый раз содрогается от кассетных скандалов. Тому ли пример Панамский скандал с участием Петра Порошенко или же не столь давняя запись разговора Трампа и Зеленского. В фокусе зрителя на этот раз оказалась эпопея с «пленками Гончарука», которая вызвала серьезное волнение и среди участников сетевых дискуссий, и в высших слоях украинского политикума. На сегодняшний день она подходит к своему логическому завершению. По крайней мере, на данный момент. Далее расскажет kyivyes.
«Пленки Гончарука»
Неизвестный слил в сеть запись закрытого совещания премьер-министра, что выставило в не лучшем свете как самого Гончарука так и отдельных министров с чиновниками НБУ. В ходе записи министр финансов Оксаны Маркаровой и заместителя главы Национального банка Екатерины Рожковой вместе с премьером дискутировали как объяснить президенту, почему гривна укрепилась, а экономика и бюджет только пострадали, тем самым обсуждая, как совместными усилиями обмануть главу государства, докладывая о текущей экономической ситуации в стране.
Сам Гончарук имел впечатление о Зеленском, как о «некомпетентном» человеке, с «примитивным пониманием» происходящего. Причем, о себе он тоже был не лучшего мнения, признав свое «профанство» в экономике.
Стоит заметить, что собравшиеся так и не выяснили, что происходит с гривной на самом деле.
Отставка Гончарука
События развивались стремительно, и 17 января премьер-министр подал в отставку.
«Я пришел на должность — выполнять программу президента. Он для меня является образцом открытости и порядочности. Однако, чтобы убрать любые сомнения нашего уважения и доверия к президенту, я написал заявление об отставке и передал его президенту с правом внесения в парламент. Он — человек, которому украинцы выразили беспрецедентное доверие. И он имеет полное право оценивать эффективность каждого члена своей команды, которая меняет страну», — подчеркнул Гончарук. Важно, что саму подлинность записей он ни опроверг, ни подтвердил.
Но еще тогда было ясно, что ни в какую отставку Гончарук не пойдет, и что данное заявление – лишь политический ход. Ведь по Конституции главу Кабмина снимает Верховная Рада, а не президент. С другой стороны, премьер своим обращением заставил президента публично подтвердить готовность продолжать работу с ним, хоть и при выполнении некоторых условий. Ведь время для смены такого политического игрока было не самым благоприятным. Она могла спровоцировать потерю субъектности президента, став более уязвимым к внешним факторам. К слову, возможность раскола партии «Слуга народа» тоже была.
В результате, Владимир Зеленский дал премьер-министру еще один шанс. Если же условия по решению проблем с тарифами на коммунальные услуги не будут выполнены, президенту придется попрощаться с «новым правительством». Фактически, таким образом, глава государства признал подлинность пленки и высказываний о своей «некомпетентности».
«Я думаю, что президент – взрослый, мудрый человек. Мы с ним нашли общий язык и, я уверен, что этот опыт сделает нас сильнее»., – сказал Гончарук, отвечая на вопрос, не обиделся ли на него президент.
Другой вопрос – кто организовал и провел само прослушивание. Это уже задача для правоохранителей, которую перед ними уже поставил президент. Эксперты склоняются, что это сделал кто-то из участников разговора на свой гаджет. Ясно только то, что за этим стоит не один человек. Как известно, скандал активно раскручивали нардепы из «Слуги народа», по слухам близкие к Игорю Коломойскому. Отставка Гончарука вполне могла бы быть выгодна олигарху для продвижения своих интересов в кабмине и парламенте. Виновником может быть как помощник президента, близкий Коломойскому Ермак, который использует топ-менеджера «Нафтогаза» Юрия Витренка для продвижения на пост премьера, как и Аваков, который также не прочь занять эту должность, находясь при этом в контакте с Коломойским. Версий множество, но насколько они соответствуют действительности – сказать сложно. Для определенных политиков это может быть средством дискредитации своих коллег.
Гончарук, в частности, отказался говорить, кто был вероятным зачинщиком прослушки совещания министров.
«Я бы не хотел давать никаких комментариев, пока мы не получим позицию президента», – сказал он.
Продолжаем следить за расследованием правоохранительных органов и наблюдать за развитием ситуации.
