Tuesday, February 17, 2026

Сталинские репрессии. Как Киев жил во времена Голодомора

Некоторые историки предполагают, что на сегодня в Украине могло бы проживать почти 80 миллионов граждан, если бы не репрессии в отношении украинских людей. Сталинские политические репрессии в виде раскулачивания, депортации и ссылки, зачистки среди ученых, писателей и общественных деятелей привели не только к огромным человеческим потерям, но и к формированию мировоззрения всей нации. Что интересно, что в одном из своих писем к Лазарю Кагановичу, Сталин писал, что самое главное – это Украина. Основная цель превратить Украину в крепость и на это не надо жалеть денег. Это письмо датировано августом 1932 года, именно в это время в стране начинался голод невероятных масштабов. Далее на kyivyes.

Еда под запретом

От большого голода крестьяне массово бежали в Киев. Поскольку считали, что в большом городе должны быть хоть какие-то продукты. Уже по приезду люди узнавали, что в Киеве работает карточная система, поэтому при отсутствии работы, получить продукты будет невозможно. Крестьяне, опухшие от голода, уставшие и обессиленные умирали прямо на улицах Киева. Больше всего людей было в центре города. Ситуация была настолько страшной, что трудно было понять живой человек или мертвый. Полицейские строго приказывали киевлянам отойти от лежачих. Объясняя это тем, что люди на земле это лентяи, которые не хотят работать, поэтому и помогать таким не надо. Каждый день количество погибших на улицах увеличивалось. У многих умерших была водянка. Из трупов сочилась вода, над телами роились мухи. Ежедневно по улицам ездили так называемые “тритонки”. Водитель с напарником просто собирали трупы, и вывозили на кладбище, где уже были подготовлены большие братские могилы. Поэт Наум Коржавин с ужасом вспоминал те времена. Ему тогда было 7 лет и он на всю жизнь запомнил умершую возле их дома женщину. Он вспоминал, что утром возле дома остановился грузовик накрытый брезентом, два мужчины спокойно вышли, откинули брезент, и мальчик увидел огромное количество трупов, похожих почти на скелеты. Молодые люди живо о чем-то разговаривали, быстро забросили труп в грузовик и спокойно поехали дальше. Такая обыденная ситуация очень поразила маленького мальчика. 

Бывали ситуации, когда к умершим грузить еще живых людей. На попытку отбиться просто говорили, что такой человек также скоро умрет, поэтому нет смысла оставлять их на улице. К тому же водителю не придется ехать сюда во второй раз. 

Все несли домой

Обычные жители города придерживались внедренной карточной системы. На карту они могли получить 300 граммов кукурузного хлеба и 200 граммов муки. Рабочие предприятий получали больше – 600 граммов хлеба и 500 граммов муки. К тому же рабочие мыла обеды в столовых. На заводе “Арсенал” работники съедали только уху, второе блюдо забирали домой, чтобы накормить семью. Для инженеров обустроили отдельную столовую и рацион в ней был немного лучше. Обычных рабочих в эту столовую не пускали. Инженеры действовали по тому же принципу, съедали суп, а котлетку, картофелину и несколько кусков хлеба забирали домой, это был рацион всей семьи на целый день. Правительственные сотрудники получали пайки. В них входило 800 граммов хлеба в день, и 4,4 килограмма мяса в месяц. В университетах и школах лекции продолжались в обычном режиме. Студентам на обед давали пустую похлебку, но этого не хватало, поэтому бывали случаи, когда студенты теряли сознание во время лекций. В школах ситуация была иная, там были обеды, но за деньги. Например, в одной из школ в центре Киева на обед был суп или жидкий борщ, пшенная каша или гречневый кулеш. Некоторые работники столовой воровали продукты для своих детей. Еда в школах была пресной и невкусной, но даже при таких условиях дети пытались сэкономить и принести что-то домой. У голодных школьников начали появляться вши, поэтому местные власти издали приказ подстричь всех под ноль. Девочки и мальчики ходили голые. А потом в Киев пришел еще и брюшной тиф.

Недоступный хлеб

В 1933 году в киевских магазинах начал появляться коммерческий хлеб. Его можно было приобрести без карточек, но по повышенному тарифу. Очередь занимали с вечера, даже несмотря на то, что полиция постоянно разгоняла людей. Поэтому люди придумали свою систему. Они выбирали номер в очереди, а всю ночь прятались по улицам возле магазина. С шести утра люди сходились и каждый занимал место по своему номеру. Иногда очереди были длиной в несколько километров. Магазины открывались в 7 часов. У дверей магазина люди держали друг друга за пояс, образовывалась такая живая цепь. Иногда бездомные подростки собирались по 15-20 человек и разрывали живую цепь, становились также в очередь, выгнать их было уже невозможно. Но с другой стороны пустить их в очередь означало, что можно остаться без хлеба. 

Формально действовало правило, одна буханка хлеба в одни руки.  Но малых разбойников боялись, поэтому им давали столько хлеба, сколько попросят. К тому же подростки всегда имели деньги, поскольку постоянно занимались разбойничеством. 

Получив свою порцию хлеба подростки продавали его на базаре, по еще более высокой цене. Довольно часто детей и крестьян полиция выгоняла из очереди. Детей, потому что толпа может просто затоптать ребенка, крестьян, потому что имели приказ. Иногда крестьянам удавалось приобрести хлеб, обессиленные и опухшие от голода они начинали есть сразу сидя под стенами магазина. Но от сильного голода остановиться не могли, поэтому умирали от заворота кишок. Впоследствии вокруг Киева поставили заставы, но голодные крестьяне рискуя жизнью продолжали пытаться попасть в столицу, обходя заставы лесом или через реку. 

Еду продавали и на базарах, конечно за большие деньги. Но довольно часто такую пищу боялись покупать, потому что участились ситуации с отравлением, потому что в продукты примешивали несъедобные вещества. На рынках также можно было приобрести пирожки с мясом, но киевляне обходили их стороной, говоря о том, что пирожки из человеческого мяса. Поговаривали, что несколько раз в пирожках попадались детские пальчики.

Торгзины

В 1933 году власти решили расширить сеть так называемых торгзинов. Магазины с такими вывесками появились во всех крупнейших городах Украины. На полках можно было найти все. Хлеб, ветчину, разнообразные колбасы и тому подобное. В Киеве такой магазин был на Крещатике, напротив Бессарабки. Голодные и обессиленные киевляне смотрели на всю эту красоту исключительно через витрины магазинов, полиция постоянно разгоняла таких зрителей. Дело в том, что Торгзины принимали или иностранную валюту, или золото и серебро. Карбованцы были не приемлемой валютой в таких магазинах. Поэтому для тех киевлян, кто имел какие-то запасы это была возможность накормить семью. Сюда сносили все драгоценные украшения, серебряные столовые наряды. Приемщики скупали это все за мизерные деньги. В обмен на все эти вещи давали так называемые ордера на определенную сумму. Номинал был от 1 копейки до 25 рублей. Ордер был пропечатан розовым штампом с надписью Киев, поэтому отоварить его можно было исключительно в Киеве и в определенный период времени. Если срок ордера истекал, а нужного продукта на полке не было, тогда можно было выменять его на советские деньги. 

Конечно же ордер можно было продать на черном рынке, за 1 рубль торгзина давали 55 – 60 советских. Но за такие махинации можно было сесть за решетку надолго. Легче киевлянам стало только летом 1933 года. 

За весь период Голодомора с территории Украины советской властью было экспортировано три с половиной миллиона тонн зерна. Люди умирали каждый день тысячами, за все время умерло 4 миллиона украинцев.  А в это время Сталин рассказывал иностранным СМИ, как прекрасно развивается колхозная жизнь в Украине и отказывался от любой иностранной помощи. Вот она советская политика.

.......