Tuesday, February 17, 2026

Развернутая история освобождения Киева из-под немецкой оккупации

Во время Второй мировой войны Киев пережил немало страшных событий. Немецкая оккупация города, которая длилась 778 дней, изменила жизнь города и киевлян навсегда. Но уже 6 ноября 1943 года город был освобожден от фашистских захватчиков, благодаря Киевской наступательной операции. Киевляне, которые жили словно заложники ждали этого момента, чтобы снова начать хозяйничать на своей земле. Далее на kyivyes.

Ужасное слово “оккупация”

Как только немцы вошли в Киев, сразу началось установление новых порядков. В первую очередь были переименованы улицы, а город перевели на берлинское время. К тому же был достаточно жесткий контроль комендантского времени, малейшее опоздание каралось расстрелом на месте. Кроме этого немцы организовали сбор радиоприемников у мирного населения, чтобы советская власть не имела влияния на жителей города. 

24 сентября центр города пылал. Впервые в истории войны была использована технология радиоуправляемых подрывов. Чтобы враг почувствовал на своей шкуре неудобства существования в Киеве, советская власть не пожалела жизней мирного населения. Специальные службы взрывали дома один за другим, Киев оставался в огне почти 2 недели. После этих событий, более 50 тысяч горожан остались на улице, без крыши над головой. 

Киевляне не успели отойти от ужасного пожара, как начались новые страшные события. Массовые расстрелы евреев в Бабьем Яру. 27 сентября послышались первые выстрелы, в этот день было убито много душевнобольных, а с 29 сентября это место превратилось в полноценный конвейер смерти.  В эти страшные дни погибло более 100 тысяч человек. 

Очевидцы тех событий вспоминали, что в тот период освободилось много домов и квартир, в которых жили евреи, но даже не имея крыши над головой, люди не шли туда жить. Люди считали кощунством, занимать помещения тех, кто был расстрелян. 

В сентябре 1941 года начал свою работу Дарницкий концентрационный лагерь, в котором погибло более 68 тысяч человек, а через год был открыт Сырецкий концлагерь. 

В этот страшный период, киевляне жили в постоянном страхе, потому что наказания расстрелом были даже за малейший проступок. Слишком откровенный взгляд на немецкого офицера уже считался поводом для наказания. 

Киевлянка М. Ковтун вспоминала, что осенью 1941 года немцы согнали более сотни военнопленных на небольшое хозяйство возле стадиона “Спартак”, чтобы те заготовили дрова. Их охранял высокий офицер. Киевлянка была еще ребенком, но решилась обратиться к немцу с просьбой собрать кору, он разрешил. Она видела что военнопленные голодные и очень истощены. На следующий день она положила в юбку несколько сухарей и пару вареных картофелин и пошла собирать кору. Поздоровавшись с немцем, она направилась к пленным. М.Ковтун вспоминает, что пленные очень удивились, когда она обратилась к ним с вопросом, кто у них главный. И спросили что ей надо. Она шепотом сказала, что принесла им немного еды и оставит пакет за большим бревном, но попросила не бежать к ней вместе, потому что немец заметит.

Днепр не принадлежит врагам

Переломный момент произошел в 1943 году. Но немцы не хотели покидать Киев. В первую очередь они понимали, что надо спрятать следы своих преступлений, поэтому из Сырецкого концлагеря направили пленных в Бабий Яр, чтобы сжечь тела погибших. А потом у Гитлера созрел новый план, превратить Днепр в неприступный барьер.  И эта идея была довольно удачной, поскольку крутой правый берег реки позволял проводить обстрелы, а также держать оборону. Но это создавало некоторые неудобства для освобождения города. Одна из крупнейших военных операций называлась “Битва за Днепр”. Это была одна из самых кровавых операций. И пока украинская армия готовилась к форсированию Днепра, киевляне голодали.  Еще один очевидец тех событий, М. Сабиров вспоминал, что немцы объявили центральные районы Киева запретной зоной. Не обращая внимания на все риски он с друзьями решил пробраться на эту территорию. В одном из помещений они наткнулись на мешки с сухарями. Сабиров даже прихватил большую канистру масла, но донести ее не хватило сил. Он шел впереди и оказавшись возле туалета наткнулся на немецкого офицера, друзья притаились. Но ситуацию спас одноклассник сестры Сабирова, Володя. Он сотрудничал с немцами и патрулировал с ними город. Именно он попросил офицера отпустить малого. 

Борьба в холодной воде

Чтобы освободить Киев, ожесточенные бои велись на двух плацдармах: Лютежском и Букринском.  Считалось, что основные бои будут разворачиваться на Букринском плацдарме, но здесь армия получала поражение за поражением. Тогда было принято решение перебросить все силы и главный удар на Лютежский плацдарм. Под покровом ночи и в туманных рассветах в условиях полной тайны осуществлялась переброска войск. И только после этого началось основное освобождение Киева. Один из военных офицеров вспоминал, что в тот период он не умел плавать. Но подумал, что ему плыть не придется, он сядет в танк, заедет на понтон и переправится. Но командир сказал, что на понтоне они не поплывут, а будут плыть за ним. 

Сон на ходу

3 ноября 1943 года с Лютежского плацдарма был нанесен массивный удар. А уже 4 ноября в Пуще-Водице начались ожесточенные кровавые бои. 

Один из военных, А. Соловьев вспоминал, что разгрузились они ночью, неподалеку от Дарницы. Не может вспомнить день они были там или два. А потом подразделение получило приказ, продвигаться вдоль железной дороги в сторону Киева. Так они дошли до Днепра, мост был взорван немцами, поэтому переходили реку через понтонный мост. После переправы, по железной дороге дошли до вокзала, который также был разрушен. Далее подразделение дошло до Житомирского шоссе где уже шли бои. На тот период времени военные не отдыхали и не спали несколько суток. Соловьев вспоминает, что именно тогда понял как это, спать на ходу. 5 ноября в Киев ворвались разведывательные подразделения под руководством Никифора Шолуденко. Через несколько часов командир погиб за город в котором жил и работал. Вообще многие киевляне в то время участвовали в той операции. Б. Адамович, вспоминал, что с ним служил парень, по имени Кузьма. Во время боя, из одного дома немцы обстреливали армию, не позволяя идти дальше. Тогда Адамович крикнул Кузьме, что надо с этим что-то сделать. Кузьма развернул пушку и разрушил дом, а потом оказалось, что это был его родной дом. 

Особенно тяжелыми были бои в районе Святошина. В этих боях принимал участие вышеупомянутый Адамович.  Именно в Святошинском районе он поселится после войны. И именно здесь неизвестный паренек помог армии разгромить немцев. Адамович рассказывал, что была плохая погода, из танка не было видно ничегошеньки. Он открыл люк, чтобы посмотреть, что вообще на улице творится, смотрит, мальчишка стоит и говорит, будто впереди немцы. Но малый предложил провести военных по городам в обход немцев, так благодаря неизвестному мальчику военные оказались в тылу немецкой баррикады, которая сразу была разрушена. 

Радость без границ

6 ноября Киев был освобожден от немецких оккупантов.  Оставляя город немцы приказывали мирным жителям ехать на работу в Германию. Реакции были разные. Большинство выполняло приказ оккупантов, но были и такие, которые очень хорошо помнили о Бабьем Яре. Боялись, что их расстреляют горожане оставались дома. Именно они первыми встретили красную армию.  Со своей семьей спряталась и девочка Елизавета Агеева. Они несколько дней под обстрелами сидели в холоде и голоде. Лиза вспоминала, что под утро услышали шаги и отборный мат, тогда поняли, что это свои и выбежали встречать. 

Валентин Бубнов, еще один очевидец тех событий вспоминал, что не помнит сколько они шли в город. Вспоминает что всю дорогу были пожары с обеих сторон.  Уставшие, они дошли до двора, где когда-то жили. Повсюду было темно и только в квартире 14 на пятом этаже мерцал огонек свечи. Там жил доктор Ребров, который не послушался немцев и остался дома. Недолго думая Бубнов с товарищами пошли на тот огонек, хозяин тепло встретил ребят и поставил огромный чайник. Так за чаем они просидели до самого утра.

.......